News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image

Зерноуборочная:

Работа зерноуборочных комбайнов на склонах

News image

При работе комбайнов на склонах условия протекания технологического процесса ухудшаются, так как убираемый материал перемещается...

Что лучше бензиновый или дизельный двигатель на комбайне?

News image

На сельскохозяйственных машинах, кочующих по полям и бездорожью. Это бензиновый, дизельный и газовый двигатели. Они отличаются и...

Обслуживание тракторов:

Тракторы тягового класса 1,4

News image

Колесные тракторы класса 1,4 с номинальным тяговым усилием от 12,6 кН до 18,0 кН предназначены для выполнения различных сельскох...

Колебания трактора

News image

Плавность хода - важное эксплуатационное качество, влияющее на самочувствие пассажиров, сохранность перевозимых грузов, безопасн...

Главная Новинки сельхозтехники Что хорошо немцу, то русскому убыток?


Что хорошо немцу, то русскому убыток?
Ремонт и обслуживание - Новинки сельхозтехники

что хорошо немцу, то русскому убыток?

В последнее время на полях крупных сельхозпредприятий появляется всё больше и больше импортной техники разного назначения. По сведениям ученых Всероссийского научно-исследовательского института механизации сельского хозяйства (ГНУ ВИМ Россельхозакадемии), отечественные модели в комбайновом парке страны пока ещё составляют большинство. Однако многие руководители хозяйств и инженерных служб продолжают закупать дорогостоящую технику за рубежом.
Чем руководствуются они при этом? Низким качеством отечественных машин или их нехваткой? Ответы на эти вопросы мы попытались выяснить в беседе с генеральным директором ГНУ ВИМ Россельхозакадемии, доктором технических наук Андреем Юрьевичем ИЗМАЙЛОВЫМ и заведующим отделом механизации этого же НИИ, лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники, доктором технических наук Эдуардом Викторовичем ЖАЛНИНЫМ.

А.Ю. ИЗМАЙЛОВ: По некоторым позициям механизации сельскохозяйственных процессов мы действительно ещё отстаем от Запада и потому в поисках альтернативных решений наши хозяйственники вынуждены искать «чудо-технику» на стороне. В первые 2-3 года эксплуатации зарубежные комбайны по некоторым параметрам ещё имеют преимущества, но, во-первых стоимость зарубежной техники в 2-3 раза выше отечественной, и, во-вторых, цена запасных частей к ним со временем возрастает в 5-10 раз. К тому же, чаще всего техника приобретается не по результатам испытания в испытательных центрах страны, а под воздействием не всегда добросовестной рекламы или руководствуясь личными впечатлениями после заграничных поездок.
Пытаясь предостеречь от плачевных результатов такого подхода своих земляков и коллег, сотрудники Ставропольского Госагроуниверситета, кандидаты технических наук В.В. Нагичев и В.С. Пьянов собрали целую коллекцию примеров того, как импортные машины приобретаются без учета особенностей российского земледелия. А в результате самая совершенная, но сконструированная для работы на родных полях, зарубежная техника в российских условиях выходит из строя.
Нужно отметить, что, к сожалению, молотильно-сепарирующие органы рисоуборочных отечественных комбайнов не лучшей конструкции. Поэтому один из кубанских рисоводов, убедившись в превосходном качестве работы итальянского комбайна фирмы Laverda, тут же его купил. К тому же итальянское «чудо» привлекало своим совершенным (по тем временам) дизайном, отличными условиями труда комбайнера, высокой технической надежностью.
Комбайн отправили на испытание в одно из рисоводческих хозяйств Кубани и там выявилось, что наши сорта риса импортный агрегат молотит плохо и не обеспечивает соответствующее качество бункерного зерна. По заключению испытателей причиной плохого обмолота оказались биологические особенности возделываемых у нас сортов риса. Связь зерновки с метелкой у наших сортов в несколько раз сильнее, чем у выращиваемых в субтропиках или в тропиках. Поэтому и комбайны, изготовленные для уборки риса в странах его традиционного возделывания, имеют более простые, чем наши, молотильно-сепарирующие органы.
Другой случай связан с покупкой свеклоуборочного комбайна французской фирмы в том же Краснодарском крае. Машина была интересна тем, что за один проход она способна выполнять сразу все операции, которые по нашим технологиям и нашими машинами на то время (начало 90-х) можно было выполнить лишь тремя разными агрегатами, а при перевалочной технологии требовался ещё и свеклопогрузчик. Однако кубанские испытатели не рекомендовали широко внедрять это «чудо техники» из-за того, что машину спроектировали и изготовили для работы на почвах Франции, где по удельному сопротивлению почвы намного легче наших. И оказались правы, так как сельхозпроизводители, закупив комбайны, потерпели убытки. При уборке в засушливый период рабочие органы этих машин, с трудом преодолевавших сопротивление высохшей твердокаменной почвы Северо-Кавказского региона, уже в третий сезон вышли из строя: деформированные рамы не подлежали восстановлению.
Безусловно, за годы реформирования без целевой программы господдержки отрасль не смогла решить многие проблемы механизации сельскохозяйственного труда и теперь в России попросту не выпускают некоторые виды сельхозмашин, в том числе для уборки свеклы. Поэтому и приходится с риском для кошелька подбирать «чудо-технику» по всему свету. Но прежде чем покупать её, надо хотя бы тщательно изучить конструктивные особенности рекламируемой техники и уж если приобретать конструкции, то максимально подходящие для наших почвенно-климатических и других условий.
Что же касается зерноуборочных комбайнов, то аргументированный ответ на вопрос, чей комбайн лучше - импортный или отечественный, даст Эдуард Викторович Жалнин.

Э.В.ЖАЛНИН: До 30-х годов прошлого века сравнивать было не с чем, так как в России не было собственного сельхозмашиностроения. После ввода в действие «Ростсельмаша», а также комбайновых заводов в г. Таганроге, Туле и Красноярске по объемам производства комбайнов мы вышли на первое место в мире. На Парижской сельскохозяйственной выставке в 1964 г. комбайн СК-4 получил высшую награду и вплоть до начала перестройки мы убирали урожай исключительно своими комбайнами. Вопрос о приоритете зарубежных машин остро не стоял. До 1996 года закупки за рубежом были штучные. Наиболее крупные партии от 100 до 600 единиц стали приобретаться с 1996 по 1999 гг. В 2000 г. закуплено уже 1369 единиц. А за последние семь лет каждый год приобреталось по 1300–1500 комбайнов зарубежных фирм. Наиболее популярны фирмы John Deere (США), Claas (Германия) и Case (США).
За все годы сравнительных испытаний (более 40 лет) отечественных и зарубежных комбайнов машиноиспытательные станции страны не рекомендовали ни одну иномарку к производству или полному воспроизводству для использования в отечественных условиях уборки. Были рекомендованы к воспроизводству отдельные конструктивные решения и агрегаты. И на то есть серьезные причины.
Во-первых, по технологическим схемам обмолота и сепарации, потерям зерна и его качеству, а также сменной производительности зарубежные комбайны не имеют явных преимуществ по сравнению с отечественными аналогами, и проигрывают им по себестоимости убранного зерна.
Во-вторых, по производительности за единицу времени зарубежные комбайны имеют существенные преимущества благодаря большей эксплуатационной надежности, техническому уровню изготовления ряда узлов и агрегатов комбайна, техническому обслуживанию лишь в первые 2–3 года эксплуатации. Но при этом стоимость зарубежной техники выше стоимости отечественной в 2–3 раза, а стоимость запасных частей к ним возрастает в 5–10 раз. Да, зарубежные комбайны имеют ряд конструктивных элементов, которые могут быть использованы в отечественных комбайнах, поэтому официальная политика МСХ РФ и государства в целом заключается в целесообразности использования лучших достижений зарубежного комбайностроения при модернизации отечественных комбайнов или организации совместных предприятий с западными фирмами по выпуску лучших моделей комбайнов с постепенным возрастанием доли отечественного вклада. Однако западные фирмы с такой концепцией не согласны и готовы продавать России только полнокомплектные изделия или организовать совместные их производства с минимальным использованием отечественных разработок в области комбайностроения. Пример – Краснодарский завод комбайнов, построенный по инициативе немецкой фирмы «Claas», с годовым производством комбайнов до 300 ед. в год. В самом Краснодарском крае на этот комбайн штучный спрос. Нет массовых заказов и из других регионов.
Но это, так сказать официальная, научно-прикладная точка зрения. Что касается практики, то одни руководители, как сами говорят, уже «наелись» зарубежной техники и самостоятельно, без навязывания извне, полностью перешли на отечественную. Яркий пример – племколхоз «Россия» Ставропольского края – член клуба «Агро-300». В колхозе «Россия» первые зерноуборочные комбайны «Дон-1500» появились ещё до постановки их на конвейер завода. Здесь они проходили производственные испытания. Механизаторы хозяйства имели возможность убедиться насколько новые машины прогрессивнее своих предшественниц и импортной техники. Сравнивать им было с чем. К тому времени в колхозе уже были комбайны зарубежных фирм: John Deere, Internation Harwester, Claas, Fortschritt и др. Работавшие на них механизаторы не могли нахвалиться «чудо-техникой», но сменив ее в целях эксперимента на комбайны «Дон-1500», после окончания сравнительных испытаний уже не скупились на добрые отзывы об отечественных образцах: надежность, высокая производительность, комфортные условия труда… А самое интересное, что хоть импортные комбайны и имеют ряд технических, технологических преимуществ, их сменная производительность при работе в составе уборочно-транспортных комплексов не превышала производительности последнего поколения отечественных машин «Ростсельмаша».
В настоящее время в колхозе проходят испытания более совершенные модели комбайнов, разработанные на заводе «Ростсельмаш», и пока их цена остается ниже, чем у зарубежных машин, руководство хозяйства не видит необходимости в покупке импортной техники. Зерноуборочные комбайны завода «Ростсельмаш» дешевле, их содержание и эксплуатация – тоже. Меньше стоят и запасные части к комбайну, другие расходуемые материалы. А главный результат - себестоимость зерна, намолоченного отечественными комбайнами, гораздо ниже, чем полученного при использовании импортных агрегатов.
Другие хозяйства, например Татарстана и Башкортостана, видя ряд явных преимуществ зарубежных комбайнов, отработали приемы постоянного поддержания их в работоспособном состоянии и почти полностью перешли на зарубежные комбайны. Накопленный как положительный, так и отрицательный опыт практической эксплуатации зарубежных комбайнов достоин изучения.
Но есть и третья позиция, которая навязывается рекламой. Именно она часто сбивает с толку наших сельхозтоваропроизводителей. Многие информационные сообщения с профессиональных позиций просто поражают своей абсурдностью. Называют цифры кратного роста производительности и качества работы у иностранной техники в сравнении с отечественными комбайнами - в 2–5 раз выше. Максимум же, что можно ожидать по росту производительности зарубежных машин благодаря более высокому техническому уровню отрасли сельхозмашиностроения - в 1,07 раза, а эксплуатационная производительность - в 1,18 раза. В совокупности максимальный коэффициент превышения составляет 1,27.
Контрольные проверки ряда рекламных заявлений выявили отсутствие достоверных данных сравнимых комбайнов по классу пропускной способности, мощности двигателя, году выпуска. Сравниваемые комбайны должны быть в одинаковой комплектации жатками по ширине захвата и оборудованы одинаковым соломоубирающим средством (также никто не контролирует). При сравнении комбайнов должны быть приведены удельные показатели производительности на единицу ширины захвата жатки, ширины молотилки и мощности двигателя (эти данные вообще не приводятся). Часто скрывается уровень профессионализма комбайнеров, а при сравнении класс профессионализма операторов (комбайнеров) должен быть одинаковый.
Часто в хозяйствах новые зарубежные комбайны сравниваются со старыми отечественными, на которых не всегда работают квалифицированные комбайнеры ввиду их большого дефицита. На зарубежных же комбайнах показывают класс заранее подготовленные фирмой механизаторы, ради эффектной рекламы своей техники фирма денег не жалеет.
Пока заметно отставание отечественных машин по эксплуатационной надежности. Наработка на отказ у зарубежных комбайнов выше в 1,5-3 раза.
Как и зарубежные комбайны, отечественные способны убирать с помощью навесных сменных адаптеров различные культуры (зерновые, масличные, крупяные, кукурузу, семена трав, рапс и др.). А по разновариантности технологий уборки незерновой части урожая отечественные комбайны имеют явное преимущество. «Иностранцы» умеют только укладывать солому в валок или измельчать и разбрасывать её по полю. Наши же могут быть оборудованы копнителями для копенной технологии уборки соломы, капотами для валковой технологии, измельчителями для мульчирующей технологии, универсальными измельчителями типа ПУН и ПКН для сбора незерновой части урожая в прицепную тележку.
И надо учитывать, наконец, что при средней урожайности зерновых по стране 18–20 ц/га повсеместное использование в хозяйствах комбайнов высокой производительности (более 12 кг/с) неэффективно ввиду постоянного недоиспользования их паспортной производительности. Скорость движения и ширина захвата комбайнов во многих регионах ограничена инфраструктурой полей, шириной дорог, сложноконтурностью полей и их размерами. Производительность комбайнов в большой мере ограничивается низкой средней урожайностью зерновых культур и неудовлетворительным фактическим состоянием злаковых культур по засоренности, полеглости, многоярусности расположения колосьев, соломистости.
Для уборки хлебов в заданные агротехнические сроки требуется для России не «степные «Титаники», а увеличенное число комбайнов малой и средней пропускной способности (до 10 кг/с). При этом гарантируется их полная загрузка и получение зерна с минимальной себестоимостью, что обеспечивают наши комбайны «Нива-Эффект», «Вектор-410», «Дон-1500Б», «ACROS-530» и «Дон-181». Косвенным подтверждением такого вывода служит тот факт, что самый высокопроизводительный отечественный комбайн «Дон-2600» класса 12 кг/с уже много лет так и не находит массового применения, выпускается штучно по отдельным заявкам.
В заключение ещё раз необходимо подчеркнуть: чтобы с ещё большей твердостью ответить на вопрос, чей комбайн лучше, нельзя ограничиваться частными организационными мерами внутризаводского масштаба. Нужен комплекс общегосударственных решений по поддержке отечественного АПК и отраслевых программ, включая обеспечение развития фундаментальной науки, укрепление инженерно-технической службы хозяйств, повышение их платежеспособности.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новинки техники:

News image

Фермерские грезы: Экологичный трактор

Европейские разработчики создали впечатляющий NH2 — первый в мире трактор на топливных элементах. Работа в поле давно не была та...

News image

Российская сельскохозяйственная техника: быть или не быть

В начале 2010 года разразился скандал: Минсельхоз России неожиданно для всех объявил, что государство более не будет субсидирова...

News image

СУБСИДИИ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ СЕЛЬХОЗТЕХНИКИ: ОТМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ

В декабре 2008 г. Председатель Правительства РФ Владимир Путин на совещании по вопросу о дополнительных мерах поддержки сельског...

News image

Брянсксельмаш планирует расширяться

7 июля руководители города Брянска в рамках проекта «рабочая среда» посетили ЗАО СП «Брянсксельмаш». «Рабочая среда» — это п...

News image

ПАЛЕССЕ КЗС-1218 – фаворит в среднем классе зерноуборочных комбайнов

В СНГ на рынке зерноуборочных комбайнов среднего класса самый высокопроизводительный КЗС-1218 белорусской компании ПО «Гомсельма...

News image

Отечественная сельхозтехника проигрывает импортной

Государство до сих пор «играло» на стороне зарубежных производителей Отечественное сельхозмашиностроение, похоже, переживает ...

Топ-Тракторы:

Гусеничный трактор Т-54В

News image

Гусеничный трактор Т-70С

News image

Трактор ТДТ-55А

News image
RocketTheme Joomla Templates

Ремонт тракторов:

News image

Замена топливного насоса

Для того, чтобы осуществить замену топливного насоса, в первую очередь, необходимо: Отвинтить гайк...

Авторизация



Дайджест агрокомпаний:

Грамотный подход к бизнесу

Тест-драйв в торговле автомобилями – дело обычное. Но вот чтобы покупатель сам мог в работе проверить сельскохозяйстве...

Почему мотоблок Нева – лучший выбор?

Мотоблоки Нева производятся на заводе Красный Октябрь, который находится в Санкт-Петербурге. Стоит отметить, что данный ...

ЛКМЗ продолжит расширять номенклатуру выпускаемой продукции и внедрять

Лозовской кузнечно-механический завод, крупнейшее кузнечно-штамповочное предприятие Украины, входящее в Индустриальную...

TERRION на Волгоградских полях

14 августа в Новоаннинском районе Волгоградской области прошел День поля. В региональном мероприятии приняли участие д...

Прицепная техника:

News image

Лесной тракторный плуг

Лесной тракторный плуг снабжен одновременно работающим корпусом с право и левооборачивающими отвалами. Его назначением является подготовка почвы в в...

News image

Безотвальный, вырезной корпус и корпус с выдвижным доло

Тракторные плуги, имеющие безотвальный корпус, в основном используются для вспашки в районах с сухой и ветроэрозионной почвой. Пласт земли, который ...